Родителям на заметку!


Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мамы и бабушки отличаются особым рвением в проталкивании чада к светлому будущему, детям ищут репетиторов по объявлению «Готовлю к поступлению в первый класс» или по настоятельным рекомендациям уважаемых знакомых. И вот с малышом занимаются с утра до вечера, так что ему поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А школьный психолог вдруг огорошивает маму на приеме: «Ваш сын — замечательный малыш. Но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно в гневе «Насажали тут всяких липовых «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой, этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. Даже прописи освоил. И он, видите ли, не готов! Что значит — не готов?»
Действительно, что значит — «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.
В чём же суть «готовности»?
Готовность – это определённый уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причём неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребёнка определённой готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребёнок в силу проблем своего развития не готов вступать в развёрнутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернётся для него пыткой. Не готов играть по правилам университета, не сможет успешно учиться. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события.
Успехи молодого человека в вузе никак не связаны с тем, читают или не читают вузовские преподаватели лекции в старших классах его школы. Вузовские преподаватели, как правило, при работе со старшеклассниками пользуются привычными для себя методами обучения – вузовскими. А школьников нужно учить школьными методами. И блестящий университетский профессор может сделать для развития ребёнка не больше, а меньше, чем хороший школьный учитель. Точно так же вживление школьных методов обучения в детский сад не является профилактикой школьных трудностей. Как раз наоборот – оно их порождает.
Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своём развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий. Характерный пример: психологическая служба получила разрешение работать в детском доме. Набрав всевозможных книжек, игрушек, развивающих пособий психологи пришли к детям. Выяснилось, что никакие книжки, игрушки детдомовским детям не нужны. Им нужно посидеть на коленках, потрогать бусинки, потеребить пуговичку. Эти дети не прожили полноценно стадию общения с взрослым. И они пробуют восполнить этот пробел при любом удобном случае. Естественно, за счёт тех видов деятельности, которые должны были бы соответствовать их возрасту.
Чтобы ребёнок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению к маленькому ребёнку. Моторика, мышление, память – это всё прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги (мол, купите – и дело будет в шляпе), никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что отличает ребёнка, готового к школе?
Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. , это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Проводилось исследование самооценки у дошкольников и младших школьников. Для этого использовался ряд сюжетных картинок. Например, на картинке изображалась горка. По ней на лыжах съезжает мальчик. А на следующей картинке этот мальчик лежит в сугробе, лыжи в разные стороны торчат. Или девочка поднимает ведро с водой. А на другой картинке ведро упало, вода разлилась. Детям задаётся вопрос: «Почему так вышло? В чём причина неудач?» Что отвечают дошкольники? Горка крутая, ведро тяжёлое. А школьники? Мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах. Девочка недостаточно сильная, чтобы ведро поднять. Но мальчик, добавляют они, потренируется и научится съезжать. Девочка тоже подрастет, и обязательно с ведром будет справляться. О чём это свидетельствует? О разном подходе к жизни. Дошкольники ещё не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. При таком взгляде на жизнь его не то, что первая двойка или тройка, его четвёрка убьет наповал. Ведь если «я» нарисовал не очень хорошо, значит – «я» плохой. Это значит – меня любить не будут.
И, наконец, четвёртая составляющая: дошкольник живёт в игровом пространстве. Его интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, это парадокс: ведь дошкольник и мыслит-то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, дошкольник скажет: «А я как будто сделал!».
Д. Б. Эльконин в своё время проводил эксперимент по изучению процессуальности у дошкольников и младших школьников. Для этого был придуман механический лабиринт с моторчиком. В железном ящике были вырезаны прорези, по которым могла двигаться куколка Красная Шапочка. И были четыре кнопки управления этой куклой. Дошкольники и школьники совершенно по-разному участвовали в игре. Дошкольники фантазировали по поводу приключений Красной Шапочки. Даже если им не удавалось провести куколку по лабиринту, они с успехом восполняли свою неудачу за счёт воображения. А школьников интересовало, как именно куколка движется. Они могли снять ящик и экспериментировать с кнопками, чтобы понять принцип управления механизмом. Главным был для них вопрос «как?», а не «что?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает этот диагноз: «ваш ребёнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребёнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребёнок – плохой». Но речь идёт о шестилетнем ребёнке. И констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребёнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещё не доиграл.
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребенок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее. Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – в современных условиях готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник.
В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
На сегодняшний день у родителей имеется несколько вариантов относительно того, где можно подготовить ребенка к школе. Во-первых, это детский сад, где ребенок учится выстраивать отношения в коллективе с взрослыми и сверстниками, получает знания, развивается. Здесь дети получают первые навыки самообслуживания, привыкают к порядку и дисциплине.
Каждый детский сад работает по свое программе, и все родители могут с ней ознакомиться. Некоторые детские сады работают по особенным программам, например, вальдорфская педагогика, методика Монтессори и другие. Родителям необходимо знать, если их ребенок посещает детский сад, работающий по одной из этих программ, то в дальнейшем настоятельно рекомендуется, чтобы дети обучались по этим же программам и методикам, но уже школьным. В противном случае, как бы хороши ни были эти методики, ваш ребенок может быть неподготовленным к обучению в традиционной общеобразовательной школе.
Если ребенок не посещает детский сад, то для подготовки к школе его можно записать на специальные курсы для дошкольников, которые организуются, как правило, при школах. Это могут быть годовые курсы или в течение летнего периода. Если вы уже определились, в какую школу ваш ребенок пойдет в первый класс, то следует заранее поинтересоваться, проводятся ли такие подготовительные курсы.
Кроме этого, имеются так называемые школы для дошколят, которые могут функционировать как на базе учреждений дополнительного образования или отдельно как частные школы. Родителям следует обязательно поинтересоваться образовательной программой, по которой проводится подготовка детей к школе. Обучение в таких школах является платным.
Но, конечно же, самую главную роль в подготовке детей к школе играют родители. Во многом именно от вас зависит уровень развития ребенка, его воспитанность. Но здесь главное – не перегибать палку. Некоторые родители чуть ли не с пеленок пытаются сделать из своего ребенка вундеркинда, удовлетворяя свои собственные амбиции и несбывшиеся мечты. В результате страдает только ребенок. Одно дело, если родители сами педагоги и знают, как правильно проводить обучение дошкольника, что он должен знать и уметь. Но нередко родители просто напичкивают малыша энциклопедическими знаниями, считая, что это главное для ребенка. А в итоге учителям приходится переучивать таких детей, потому что они элементарно не умеют держать в руке ручку. Нередко учителя сталкиваются и с другой крайностью, когда родители перестарались – ребенок при поступлении в школу уже умеет хорошо читать, считать, писать. И что делать такому ребенку в первом классе? Естественно, в таком случае ему будет неинтересно ходить в школу, и это вообще отобьет у него желание учиться.
Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?
Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и усаживать его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.
Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.
Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша. Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро. Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно. Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.
Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок и много другого.
Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития. Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников. Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.
Рекомендации родителям дошкольника
Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов:
1.  Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.
3. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
4. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным.
5. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
6. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
7. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
8. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
9. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его.
10. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т.п.
11. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Как подготовить ребенка к школе? 
Если уже за окнами лето и школьные принадлежности многими родителями купены, а будущие первоклашки с нетерпением ждут первого сентября, думаю, что сейчас более актуально для родителей не решать пойдет ли ребенок в школу или нет, но прояснить для себя, что именно можно сделать прямо сейчас и в ближайшие месяцы, чтобы сформировать у ребенка позитивное отношение к обучению в школе и соответственно сохранить психологическое и физическое здоровье ребенка.
Поход ребенка в первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным возрастом. Давайте для начала определимся, что такое дошкольный возраст? А дошкольный возраст- это возраст первоначального” складывания личности”. На данный момент педагоги и психологи все чаще обращаются к субъектному началу личности. К этим субъектным характеристикам человека необходимо добавить его характеристику и как личности в качестве субъекта. Она включает направленность, мотивы; отношение к окружающему, к деятельности, к себе; саморегуляцию, выражающуюся в таких качествах, как собранность, организованность, терпеливость, самодисциплина; креативность, интеллектуальные черты индивидуальности; эмоциональность. Эти качества начинают формироваться в дошкольном возрасте и развиваются в дальнейшем.
Поэтому  готовность к школе делится на 3 вида:
1. Личностная готовность, которая состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями, качеств, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой среде (например, действовать совместно с другими, кода нужно уступать или наоборот не уступать);
2. Волевая готовность, как способность самостоятельно управлять своим поведением;
3. Интеллектуальная готовность.
Частая ошибка родителей заключается в том, что они сосредотачиваются на интеллектуальной готовности ребенка к школе, упуская из виду личностную и волевую готовность.
Таким образом, следует подчеркнуть, что предпосылками успешной учебной деятельности являются:
  • положительное отношение к школе, стремление идти в школу.
  • умение принимать учебную задачу.
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми.
  • способность действовать по вербальной и зрительной инструкциям.
  • способность к произвольной регуляции поведения и деятельности.
  • способность к произвольному вниманию, памяти.
  • сформированность сенсорных эталонов / восприятие величины, формы, цвета/.
  • сформированность мыслительных операций: сравнения, классификации.
  • специальная работа по развитию знаково-символической функции мышления.
  • чороший уровень знаний об окружающем мире.
  • речевое развитие / словарный запас, произношение, умение выразить свои мысли, фонематический слух/.
  • развитие тонко-координированных движений руки, зрительно-моторных координаций.
Частые ошибки родителей первоклассников:
  • пугают ребенка, что школа – это не детский сад, тут все строго и бегать и играть, внушают ребенку: ты у меня самый успешный, самый умный, а он вдруг начинает не оправдывать ожиданий родителей, не тянет программу.
  • Заставляют учить уроки, часто в приказном тоне.
  • Если в первые месяцы обучения ребенок засыпает на уроках или залазит под парту и начинает там играть, то родители чаще начинают ругать и наказывать за такое поведение.
  • Внушают ребенку, что если он будет получать двойки  у него ничего не получиться т.к. он не учит уроки, отчего часто у ребенка «опускается руки и родительское пророчество сбывается»
Как избежать этих ошибок?
  • Не нужно искусственно завышать планку, чтобы не усугублять состояние ребенка, который и так уже напряжен тем, что приходится сидеть за партой, жить по новому для него режиму, также не нужно ребенка заставлять упорно учиться, он обязательно должен поиграть с любимыми игрушками, а ложась спать, услышать сказку от папы или мамы. Для первоклашки очень важно соблюдать прежние дошкольные ритуалы: вовремя есть, одевать свою куклу, держать за руку маму по дороге в школу (это будет снимать накопившееся напряжение).
  • Помнить о том, что ведущей т.е. самой главной деятельностью в дошкольном возрасте является ИГРА, а в младшем школьном возрасте – учебная деятельность. Ребенок не может даже за несколько месяцев целиком и полностью переключиться с одной ведущей деятельности на другую. Поэтому основная задача родителей постепенно приучать ребенка к учебной деятельности постепенно увеличивая ее временные рамки и обязательно чередовать с игрой, или еще лучше вводить в обучение элемент игры. Главное, сделать все возможное, чтобы обучение для ребенка было интересным и захватывающим путешествием в мир знаний, а не ограничивалось фразой мамы, доносящейся из кухни «Иди учи уроки и аккуратно пиши, а то придет папа и возьмет ремень».
  • Если в первые месяцы обучения ребенок засыпает на уроках или залазит под парту и начинает там играть, и соответственно не усваивает школьный материал в полном объеме, то это говорит о неготовности ребенка к обучению, часто родителям сложно признаться себе, что они поторопились, что их «самое умное на свете чадо» в отличии от сверстников еще не созрел к полноценному усвоению школьных знаний, даже если он интеллектуально развит. В таком случае, рекомендуется забрать ребенка из школы и дать ему еще год для того, чтобы сформировались необходимые качества. В противном случае можно привить ребенку стойкое негативное отношение к обучению, что в дальнейшем будет достаточно сильно влиять на успеваемость.
  • Хвалите ребенка за его достижения в обучении.
Особое внимание следует уделить родителям, чьи дети не посещали детский сад и у них слабо развиты навыки общения со сверстниками или у которых были сложности в общении со сверстниками в детском саду. Подобные сложности могут возникнуть и в школе, что очень отражается на психологическом и физиологическом здоровье ребенка, а также его успеваемости. С данными сложностями рекомендуется обратиться к психологу, т.к. это может привести к снижению школьной мотивации, повышению тревожности и частым заболеваниям.
Ко мне часто обращаются родители с детьми, у которых есть те или иные сложности, которые связаны со школой. Когда начинаешь разбирать ситуацию, то выявляется, что проблема возникла уже давно, но думали, что все пройдет. В итоге время упущено,  непродуктивное поведение стало для ребенка уже его привычным. В таком случае, исправить что-то уже сложнее, а если ребенок  старше 10 лет, то для исправления уже нужно желание ребенка, которое как правило отсутствует. Поэтому если вы заметили, что ребенок не желает идти в школу, после школы прибывает в плохом настроении, у него резко снижается успеваемость, он начинает чаще болеть, то это сигналы к тому, что пора поговорить с ребенком и возможно обратиться за помощью к психологу, т.к. основы учебная деятельность закладывается именно в первые годы обучения, позже будет сложно что-то исправить.