Методические новинки



«НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть на сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени нуждается в квалифицикационной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает эту помощь. И наша задача – привлечь их к сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Формы работы с семьей по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагоги и родителей, и поэтому форма и способ ее подачи имеют не меньшее значение, чем ее содержание. Родителей нужно привлечь и заинтересовать. Для этого предлагаются следующие подходы к оформлению наглядной информации в детском саду:
информационные уголки оформляются в одном стиле: по одной сказке или стихотворению, в виде цветочной полянки, теремка, морской темы, праздничного салюта и т.д.;
в оформлении используются разнообразные материалы: пенопласт, поролон, папье-маше, фанера, ДВП, пластик, мешковина, а также мелкие предметы, необходимые для украшения нарядов: пуговицы, бусинки, нитки; природный материал: семена тыквы, арбуза, вишни, абрикоса, шишки, желуди;
традиционные стенды заменяются необычными формами соответственно сюжету: в букете цветов, в вагонах поезда, в окнах дома, теремка, в паруснике и т.д.;
материалы текстов помещены в специальные кармашки из оргстекла, глянцевой бумаги;
информация дается крупным печатным шрифтом на светлом фоне, так чтобы ее можно было прочитать с расстояния в два-три метра. Тема выделяется цветом и более крупным шрифтом
уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создаются за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, наличия живых цветов, зелени и, конечно, чистоты и порядка;
прочность и безопасность – одно из требований к оформлению наглядной агитации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов;
информационные материалы обновляются в зависимости от рубрики: ежедневно, еженедельно, один раз в две недели и т.д.

Основные информационные рубрики

Настенная тематическая информация
Советы на одну из тем по воспитанию детей располагаются на самом видном месте. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Вместо привычных заголовков типа «Советы и рекомендации» лучше написать «Секреты воспитания вежливого ребенка» или «Что делать, если ребенок упрямится?».  Заголовок располагается на одном из предметов сюжета и выделяется цветом, увеличенными буквами из самоклеящейся пленки, фольги и т.д. Например, если раздевалка оформлена в виде фруктового сада, то тема – на листочках или на самом фрукте. Важную роль в оформлении настенной информации играет новизна и необычность материалов. Так, Карлсон, держащий в руках банку с вареньем, изготовлен из поролона, пропеллер – из пластика, ворот – из шелка, глаза – из пуговиц, волосы – из шерстяных ниток. Он высыпает из банки клубнички, на которых размещены конкретные советы на тему: «Если ребенок лжет» или «Если ребенок испытывает страхи».

Настольная тематическая информация
Информация по вопросам педагогики, психологии, логопедии, медицине располагается на столике в раздевалке. Столик желательно накрыть красивой салфеткой, поставить цветы, рядом небольшой диванчик или один-два стула, на стене крючок для сумок. Все это направлено на создание благоприятной атмосферы, необходимой для создания положительных эмоций, восприятия информации, которая должна вызвать интерес родителей. Настольная информация может быть представлена с помощью мягких легких игрушек, изготовленных из разнообразных материалов. Например:
У торшера (из катушек, ниток, ткани) сидит бабушка (из папье-маше, бусы из рябины, юбка украшена аппликацией по ткани) и вяжет шарф. На корзине с клубками шерсти тем – «Советы по воспитанию внуков».
Доктор Айболит держит телеграмму с темой: «Берегите здоровье» и карандаш больших размеров, на гранях которого советы.
Петух в клюве несет название темы, в хвосте – советы.

Уголок краткой информации
Эта рубрика знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, яркими строками стихотворений, меткими народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Как и предыдущие, рубрика оформляется нетрадиционно. Например:
Звезда, на которой помещены слова В. Шекспира: «Злое слово несет беду устам, его сказавшим».
Солнышко, на котором высказывание К. Ушинского: «Никогда не обещайте ребенку то, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».
Цветок со словами Ж.Ж. Руссо: «Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его не встречать ни в чем отказа».
В данном уголке должно быть только одно высказывание, пословица или стихотворение, напечатанное крупно, на светлом фоне.

«В кругу семьи»
В этой рубрике родителям предлагается выучить со своим ребенком стихотворение, придумать загадку, рассказ, интересную историю, поиграть в словесную игру. Желательно иметь дополнительные образцы стихотворений, загадок, чтобы родители могли их взять домой.

Музыкально-поэтический уголок
Стихотворения и песни, которые дети учат на заданиях в детском саду, в свободное время оформляются в альбомах, тетрадях, папках, с тем, чтобы родители могли их взять домой и переписать, особенно те, чьи дети имеют трудности в запоминании, выразительном чтении. Иногда можно давать на дом «хитрые» задания всем родителям, такие, как нарисовать картинки к куплетам песни, строкам стихотворения.

Уголок творчества детей
В данном уголке – работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается, например, в руках веселого Карандаша или другого персонажа. Работы по рисовании. И аппликации могут быть выставлены все или частично, а по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенки избушки. Фамилии и имена детей можно написать на бортике полочки.


«Живем-поживаем»
Эта рубрика знакомит родителей с самыми интересными событиями, которые произойдут в группе в данном месяце: дни рождения детей, посещение театра, музыкальные и спортивные развлечения, праздники.

«Ой, как вкусно!» (меню)
Табличка с меню, как и все другие, должна быть не скучной. Например, повар с поварешкой указывает на меню, которое написано в колпаке, глаз повара весело подмигивает, а уста говорят: «Приятного аппетита». Если раздевальная комната оформлена в определенном сюжете, например в виде цветочной поляны, то меню можно поместить на цветке или на листочке.

Фотоуголок «С вашими детьми работают»
В этом уголке, оригинально оформленном в виде солнышка, цветочной полянки, салюта, помещены фотографии с фамилиями, именами, отчествами тех педагогов, специалистов, медиков и других сотрудников детского сада, которые работают с детьми этой группы. Дополнить фотографии можно информацией об образовании, интересах этих людей.
Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами.

Фотовыставка «Мир вокруг меня»
Выставка рассказывает о ярких моментах жизни детей: вот они отдыхают на море, на речке, в горах. Родители с удовольствием описывают поездки, экскурсии со своим ребенком в другой город, на море, в музей. В центре фотовыставки можно поместить небольшой очерк, написанный родителями о поездке, экскурсии. Очерк оформляется ярко, печатается крупным шрифтом. Под каждой фотографией – интересная подпись.

Выставка «Сделай вместе с детьми»
Эта выставка должна побуждать родителей к совместным занятиям с детьми в семье. На специальных полочках выставляются игрушки из коробок, природного материала, куклы для театрализованной деятельности, аппликации из семян, листьев и многое другое. Родители должны иметь возможность взять домой образцы и необходимые для изготовления поделок материалы, которые предлагаются тут же в коробках: глина, лоскутки ткани, кожи, фольга, бисер, бусинки, природный и бросовый материал.
Для большего интереса родителей к этой деятельности следует объявить конкурс на лучшую работу или организовать выставку «Папины руки, мамины ручки и мои ручонки».

Уголок забытых вещей
Обратить внимание родителей на то, что именно здесь находятся потерянные вещи детей, помогут яркие игрушки больших размеров, прикрепленные невысоко к стене или к полу. Карман Чебурашки, кувшин журавля, фартук лисы, вагон поезда могут служить местом хранения этих вещей, на игрушках – призывы или просьбы заглянуть в их карманы. Надписи должны быть безобидными. Сделать это надо тактичнее. Например:
на грибе-мухоморе, шляпка которого приподнимается, написано: «Чей платочек, чей носочек?»;
на груди у петушка кармашек с надписью:
Ку-ка-ре-ку! Чей платочек?
Ку-ка-ре-ку! Чей носочек?
Эй, ребята, не зевай,
Свои вещи забирай!
Из корзины, которую несет медведь, выглядывает Машенька и указывает на надпись на корзине:
Высоко сижу, далеко гляжу,
Утерянные вещи в коробе держу.
Использование разнообразных материалов и предметов, необходимых для оживления персонажей (глаза подмигивают, рот открывается, ноги и руки двигаются, уши шевелятся), вызывает особый интерес у детей и взрослых и поможет в обыгрывании речи этих игрушек с целью привития и закрепления правил бережного отношения к своим вещам.
Так, Красная Шапочка расскажет детям, как беречь вещи, и вручит цветы тем детям, у которых они всегда на своем месте. Айболит своими витаминами может лечить детей от рассеянности и забывчивости. Заяц шевелит ушами, а Кот – усами, так как заметили разбросанные вещи в раздевалке. Чебурашка подмигивает и просит в конце каждого дня заглянуть к нему в карман.

Объявления
Объявления имеют форму ответственно форме планшета. Они должны быть напечатаны на листах и окантованы цветной бумагой, тесьмой, природным материалом, привлекая внимание не только содержанием, но и эстетичным нетрадиционным оформлением. Если это, например, приглашение на осенний праздник, то текст помещается на дубовом или кленовом листочке, приглашение на новогодний утренник – на морозных узорах.



«Искренне благодарим»
На красочном табло в виде телеграммы или свитка написаны слова благодарности тем родителям, которые оказывают помощь детскому саду. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной с указанием конкретного вклада.
Главное в оформлении этой рубрики – своевременная похвала, теплые слова и частое ее обновление.

«Сегодня на занятии»
Эта рубрика знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы они были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, оказать ему посильную помощь.
В этой рубрике возможно обращение педагогов к родителям в виде просьбы оказать своему ребенку помощь в запоминании скороговорки, загадки, закреплении новых знаний, умений, навыков.

«Радуга успехов»
Эта рубрика может иметь и другие, похожие по смыслу названия: «Наши успехи», «Умники и умницы», «Приятные новости». Основной ее целью является сообщение родителям об успехах детей в труде, поведении, в добрых поступках. Это можно давать короткой информацией об успехах как отдельных детей, так и всей группы. Похвала необходима и детям, и родителям.

«Поздравляем!»
Красочное панно с таким названием также оформляется в раздевальной комнате. Здесь помещаются поздравительные тексты не только  днем рождения воспитанников. Следует помнить о том, что и поздравление родителей с праздниками, семейными событиями не только способствует созданию хорошего настроения, служит знаком внимания и уважения, но и преследует воспитательные цели.
Безусловно, оформление наглядной информации, темы и их содержание могут и должны быть дополнены педагогами. Но при подаче данной информации воспитателям следует опасаться ее перегрузки, что может повлечь за собой потерю интересе к ней со стороны родителей.